Теория стилей руководства Р. Лайкерта - Концепция индустриального менеджмента Альфреда Слоуна 85 «Тощее» производство Таичи Оно 88

^ Теория стилей руководства Р. Лайкерта
Последователь доктрины «человеческих отношений», коллега Херцберга и Мак-Грегора, доктор социологии Ренсис Лайкерт разработал собственную теорию стилей руководства. В начале 60-х годов ХХ века он провел в Мичиганском университете исследования, посвященные отличиям эффективной организации и неэффективной. В своей теории Лайкерт выделил две крайности относительно стилей руководства – руководитель, ориентированный на задачу и руководитель, ориентированный на сотрудников. Он обобщил реальные методы управления и в зависимости от стиля руководства разработал четыре основные системы лидерства.

^ 1) Эксплуататорский авторитаризм, при котором руководитель не доверяет подчиненным, редко подключает их к принятию решений, а задачи спускаются сверху вниз уже готовыми. Основной стимул – страх и угроза наказания, вознаграждения здесь случайны, как и взаимодействие руководителя с подчиненными, которое строится на взаимном недоверии. Формальная и неформальная организации находятся в противоборстве. Менеджеры такой системы исходят из теории Х Д. Мак-Грегора (фактически теория Ф. Тейлора).

^ 2) Великодушная автократия предполагает, что руководство удостаивает подчиненных некоторым доверием, но как хозяин слугу. Часть решений делегируется вниз, но принимаются они в строго предписанных границах. Вознаграждение здесь действительное, а наказание – потенциальное, и оба используются для мотивации работников. Взаимодействие осуществляется в терминах снисходительности со стороны руководителя и осторожности подчиненного. Неформальная организация существует, но только отчасти противостоит формальной.

^ 3) Консультативная демократия предполагает, что менеджеры советуются с подчиненными и стремятся конструктивно использовать все лучшее, что они предлагают. Мотивация идет уже не только за счет вознаграждения, но и в форме некоторого подключения к управлению. Большая часть управленческого персонала чувствует свою ответственность за достижение целей организации. Коммуникации осуществляются как сверху вниз, так и снизу вверх, но решения в основном принимаются наверху.

^ 4) Совместное управление основано на непосредственном участии подчиненных в управлении. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням управления, поток коммуникаций идет не только вверх-вниз, но и по горизонтали. Работники участвуют в процессе выдвижения целей, принятия решений, контроля, децентрализации.

Система-4 позволяет работникам реализовывать свои способности, так как руководители стараются видеть в своих сотрудниках личность и помогать им справляться с поставленными перед ними задачами. Система основана на доверии руководителей к служащим, так как лидеры убеждены в том, что подчиненные ответственно подходят к достижению целей организации, формулирующихся по принципу соучастия людей. Работники на всех уровнях имеют возможность в принятии решений, что способствует отождествлению их целей с целями группы, что позволяет им достичь самореализации в работе. В организациях Системы-4 люди делятся на группы и отчитываются перед своими руководителями. Некоторые руководители являются одновременно членами двух групп и соединяют, таким образом, свою группу с группой, находящейся над ней, координируя деятельность своей группы с другими. Подчиненные могут свободно обсуждать проблемы, возникающие в ходе работы, с руководителями. Формальная и неформальная организации, как правило, совпадают. Персонал на всех уровнях чувствует реальную ответственность за цели организации.

Лайкерт назвал систему-1 ориентированной на задачу с жестко структурированной системой управления, а систему-4 – ориентированной на отношения, в основе которых лежит бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль. Системы 2 и 3 – промежуточные. Самая эффективная, продуктивная организация (предприятие, цех, участок) имеет руководителя, которого можно охарактеризовать системой-4.

Помимо этих четырех систем, Лайкерт предвидел также и пятую, в которой все формально заданные полномочия исчезают.

^ Принципы работы с людьми Д. Карнеги
Известный американский специалист в области человеческих от­ношений Дейл Карнеги сформулировал шесть правил (принципов) общения, соблюдение которых позволяет людям понравиться окру­жающим:

– искренне интересуйтесь другими людьми;

– улыбайтесь;

– помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;

– будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе;

– говорите о том, что интересует вашего собеседника;

– внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Он же сформулировал принципы, «соблюдение которых позво­ляет склонить людей к вашей точке зрения»:

1) Единственный способ одержать верх в споре – это уклониться от него.

2) Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника, никогда не говорите человеку, что он не прав.

3) Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

4) С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

5) Заставляйте собеседника сразу же ответить вам «да».

6) Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

7) Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

8) Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

9) Взывайте к более благородным мотивам.

10) Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.

11) Бросайте вызов, задевайте за живое.

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук оказали огромное влияние на развитие управленческой мысли, акцентируя внимание на важности человеческого фактора в достижении эффективной деятельности организаций, показали, что заработная плата не является для работника единственным стимулом к высокопроизводительному труду.


Контрольные вопросы

1. Перечислите предпосылки создания «теории человеческих отношений».

2. Что и для чего пытались улучшить родоначальники «теории человеческих отношений»?

3. В чем сущность Хоуторнских экспериментов?

4. Какие выводы сделал Э. Мэйо, основываясь на результатах Хоуторнских экспериментов?

5. Решением каких вопросов занималась М.П. Фоллет?

6. Какую концепцию разработал Ч. Бернард?

7. От чего зависит мотивация поведения рабочего по теории А. Маслоу?

8. Перечислите уровни иерархической пирамиды потребностей А. Маслоу.

9. Каково практическое применение для управления персоналом иерархической пирамиды потребностей А. Маслоу?

10. Что называл Херцберг «негативными побуждающими факторами»?

11. Перечислите основные предпосылки теории «Х» Д. Мак-Грегора.

12. Перечислите основные предпосылки теории «Y» Д. Мак-Грегора.

13. В чем сущность теории «Z» Д. Оучи?

14. Какие стили руководства персоналом предложил Д. Мак-Грегор?

15. Какие стили руководства предложил в своей теории лидерства Р. Лайкерт?


Рекомендуемая литература

1. Гвершиани Д.М. Организация и управление. Социологический анализ буржуазных теорий, М, Наука, 1970 – 380 с

2. Классики менеджмента / Под ред. М. Уорнера, С-Пб: Питер, 2001 – 1168 с

3. Кравченко А.И. Социология менеджмента, М, ЮНИТИ, 199 – 366 с

4. Хажинский А. Гуру менеджмента. Дорога к успеху, С-Пб, Питер, 2002 – 480 с

5. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента от тейлоризма до японизации, С-Пб, Питер, 2001 – 352 с



8633239935946045.html
8633354714358598.html
8633428909257333.html
8633529401559198.html
8633637856348629.html