Сухинов А.И., Надолин К.А., Черепанцев А.С - Министерство образования и науки Российской Федерации Ростовский Государственный...

^ Сухинов А.И., Надолин К.А., Черепанцев А.С. Таганрогский радиотехнический университет,
Ростовский государственный университет
sai@rec.tsure.ru

В настоящее время, следуя общемировой тенденции, в российской системе высшего образования все большую роль начинают играть электронные средства обучения. Это определяется как потребностью в более широком информационном поле, так и в получении навыков самостоятельной работы студентов. Активизации этого процесса способствует и развитие сети Интернет и web-технологий, предоставляющих новые возможности в доступе к информационным обучающим материалам.

Использование в процессе обучения возможности электронных обучающих систем позволяет качественно изменить всю технологию предоставляемых образовательных услуг. В настоящее время электронный образовательный ресурс представляет полный комплекс взаимодействия студента и обучающей системы на всех этапах обучения. В отличие от ранних подходов, при которых, как правило, имелась лишь общедоступная электронная версия учебника, конспекта лекций, типовых расчетов и т.д., в настоящее время имеющиеся системы включают возможность использования не только дополнительных учебных пособий, но и курсов практических занятий, лабораторных работ, самотестирования и контроля знаний. Кроме того, данные системы включают и возможности ведение документации по контролю как графика учебного процесса так и успеваемости.

Следует отметить качественное отличие использования электронных средств обучения при очной форме обучения от систем дистанционного образования. В отличие от последней, электронные образовательные ресурсы лишь расширяют возможности студента по получению дополнительной информации как по изучаемым разделам лекционно-практических курсов, так и по объективному представлению о полученных навыках и знаниях в процессе обучения. Актуальная в настоящее время задача повышение доли самостоятельной работы студента непосредственно реализуется в данной системе. При этом достигается адаптивность информационного потока (например, скорость восприятия информации определяет сам студент).

Систему обучения при этом можно представить схемой, представленной на рис.1.



Рис.1.


Таким образом, можно выделить следующие необходимые компоненты современного электронного ресурса обучения:

  1. Наличие доступной электронной библиотеки учебных пособий и курсов.

  2. Наличие электронных задачников с пояснениями решений и базой задач для самостоятельного решения.

  3. Система контроля знаний студентов.

Создание на базе Южно-Российского корпоративного университета, куда входят РГУ, ТРТУ и ЮРГТУ, корпоративной научно-исследовательской кафедры математического моделирования и прикладной математики предполагает развитие и качественно новых подходов в области образовательного процесса, ведущегося по специальности «Математическое моделирование» на кафедрах математического моделирования РГУ, высшей математики ТРТУ и прикладной математики ЮРГТУ. Наряду с возможностями проведения совместных студенческих конференций, обменом ведущих преподавателей и т.п., качественно новую важную роль приобретает создание и функционирование совместных электронных образовательных ресурсов. Специфика корпоративной кафедры определяет следующие требования к электронному обучающему ресурсу:

  1. Общедоступность электронного учебного материала при географической разобщенности пользователей.

  2. Возможность включения всех видов занятий.

  3. Унификация учебного материала по общим читаемым курсам.

  4. Единая система требований к полученным навыкам и знаниям по общим читаемым курсам

  5. Использование современных сетевых возможностей по проведению совместных занятий между удаленными слушателями и преподавателями.

  6. Адекватность структуры обслуживания электронного образовательного ресурса специфике корпоративной кафедры

  7. Простота в работе.

В настоящее время имеется большое количество программных продуктов как зарубежных, так и отечественных фирм по организации электронных обучающих систем. Они представляют собой программные оболочки, позволяющие осуществлять как отдельную образовательную услугу, например, тестирование, так и полностью обслуживать весь учебный процесс. К последним относятся системы дистанционного обучения. Данные системы наиболее полно отвечают сформулированным задачам электронного образовательного ресурса корпоративной кафедры. Приведем основные характеристики отечественной системы дистанционного обучения «Прометей-4.1» (разработчик – институт виртуальных технологий в образовании, г.Москва). Среди организаций, остановивших свой выбор на "Прометее", такие известные учебные заведения, как МВТУ, МХТИ, МАИ, МИРЭА и др. Система разработана в соответствии с нормативными требованиями Министерства связи и Министерства Образования РФ и имеет соответствующие сертификаты. СДО "Прометей" опирается на стандартную платформу Windows 2000 Server со службой Active Directory и MS SQL Server. Удаленные студенты имеют возможность не только готовиться к экзаменам по электронным учебникам, но и принимать самое активное участие в онлайновых мероприятиях: чатах (на web-основе или через MS NetMeeting), обмене файлами, живых видеоконференциях и т.п. Для работы с данной системой достаточно наличие стандартного браузера Netscape или Explorer и возможности выхода в Internet. Существенным фактором данной системы, отличающим ее от большинства аналогичных систем, является отсутствие ограничения на количество пользователей.

Укажем положительные стороны построения учебного процесса в данной системе, учитывающие специфику организации корпоративной кафедры.

1. Объединение всех электронных обучающих ресурсов на едином сервере с общей базой данных.

2. Общедоступность электронных обучающих ресурсов при наличии Internet и браузера как студентам, так и преподавателям.

3. Деление персонала на три категории: администратор (отвечает за функционирование всей системы); организатор (отвечает за функционирование отдельного курса обучения); тьютор (отвечает за работу с отдельной группой студентов). Такая структура является адекватной структуре корпоративной кафедры.

4. Наличие развитой системы разработки электронных версий тестов («Дизайнер тестов») и учебных пособий («Дизайнер курсов»).

5. Создание учебных курсов в html-формате с возможностью просмотра стандартным браузером и иерархическим построением предлагаемого материала. Такая система представления дает возможность получения как общей информации по интересующему разделу, так и используя гипертекстовые ссылки для получения более подробной и полной информации.

Использование электронного образовательного ресурса в учебном процессе корпоративной кафедры определяет решение двух задач:

  1. разработка и создание электронных учебных курсов, пособий, задачников и баз данных тестовых заданий;

  2. организация и проведение занятий в электронной образовательной среде, самостоятельная работа студентов.




Рис.2.

Возможности СДО «Прометей» позволяют решать данные задачи непосредственно в рамках каждой образовательной единицы корпоративной кафедры путем обращения по сети к единому серверу. Структура электронного образовательного ресурса кафедры схематически представлена на рис.2. Данная схема учитывает лишь структурные единицы кафедры, при этом работать в данной электронной системе может любой зарегистрированный в ней пользователь, имеющий доступ к WWW.

В рамках организованной корпоративной кафедры математического моделирования и прикладной математики разрабатываются электронные учебные курсы имеющие важное значение для осуществления как учебной миссии кафедры, так и для совместных студенческих научных работ.

На начальном этапе разработки электронного обучающего ресурса планируется создать полные электронные курсы, включающие лекционные, практические, лабораторные занятия и тестовые задания по таким предметам как «Уравнения математической физики», «Численные методы», «Математические методы в естествознании».

Литература.

  1. Бовт В.В., Тихомирова Е.В. Опыт использования системы дистанционного обучения «Прометей» для организации корпоративных тренингов в МЭСИ // Открытое образование. - 2003.- № 4. - С. 51-54.

  2. Изучение математических дисциплин в компьютерной среде / Уч. пособие, под ред. Семенова В.В., М: МАИ, 1996.

  3. Развитие компьютерных технологий в дистанционном обучении / Под ред. Семенова В.В. Информационные основы кибернетической компьютерной технологии обучения // Информатика и вычислительная техника. - М., 1997.

8619875444517733.html
8619955578956914.html
8620047189982153.html
8620117658646225.html
8620198359171731.html