Уголовно-исполнительная профилактика - «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному...

^ Уголовно-исполнительная профилактика

В ст. 1 УИК РФ выражены и закреплены цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства. Так, целями уголовно-исполнительного законодательства в соответствии с ч. 1 данной статьи являются: исправление осужденных; предупреждение совершения ими новых наркопреступлений; предупреждение совершения преступлений иными лицами.

^ Предупреждение совершения преступлений другими лицами, или общая превенция, достигается в первую очередь реальным исполнением наказания, что, несомненно, оказывает воздействие на граждан, удерживая их от совершения преступлений. Оно, таким образом, стимулирует граждан к законопослушному поведению под угрозой применения наказания в случае совершения ими преступлений.

Профилактические цели исполнения наказаний достигаются созданием соответствующих условий режима их отбывания, проведением с осужденными воспитательной работы, привлечением их к общественно полезному труду, правовой пропаганды, применением к осужденным мер поощрения и взыскания, подготовкой их к освобождению и установлением контроля за поведением освобожденных, а также организацией общеобразовательной и профессиональной подготовки и профессионального обучения.

Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных реализуется путем применения к этим лицам предусмотренных УИК профилактических мер (охраны и надзора за осужденными – ч. 1 ст. 82, оперативно-розыскных мероприятий – ст. 84, мер поощрения и взыскания и т.д. – ст. 113, 115), а также проведения с ними воспитательной работы. Чем строже наказание, тем интенсивнее и разнообразнее такого рода меры, применяемые к осужденным в целях предупреждения с их стороны новых преступлений. Например, при исполнении ареста, лишения свободы на определенный срок и особенно при пожизненном лишении свободы – строгая изоляция от общества, усиленная охрана и надзор, более существенное ограничение социальных связей осужденных.

Общее предупреждение как цель уголовно-исполнительного законодательства реализуется опосредованно. Предусмотренные законом меры принуждения, достаточно жесткие условия отбывания наказания, ограничение прав и свобод осужденных должны воздействовать на неустойчивых граждан. Однако в данном случае имеет место психологическое воздействие не только на неустойчивых, но и на правопослушных граждан, поскольку в их сознании таким способом реализуется социальная справедливость и у них формируется уважение к закону.

^ Предупреждение совершения новых наркопреступлений со стороны осужденных, т.е. частное или специальное предупреждение, определяется комплексом мер предупредительного характера, затрудняющих либо вовсе исключающих возможность совершения осужденными новых наркопреступлений до истечения судимости, ее погашения или снятия. Это достигается прежде всего созданием режима отбывания соответствующего наказания, куда входят охрана осужденных, надзор за их поведением, обеспечение личной безопасности осужденных и администрации учреждений и органов, исполняющих наказание, а также иных лиц, посещающих данные учреждения и органы.

^ Специальные меры уголовно-исполнительной профилактики наркомании и наркопреступности. Проводится профилактическая деятельность практически всем постоянным коллективом учреждения ИС, прежде всего такими ключевыми фигурами, как врач психиатр-нарколог, врач психиатр медицинской части, начальники отрядов (воспитатели), сотрудники воспитательного отдела. Именно комплекс медицинских, психологических и педагогических воздействий плюс учет и знание специфики пенитенциарной системы помогают эффективно организовать исправительный процесс, а, следовательно, предупреждать наркотизацию осужденных, а также многообразные конфликтные ситуации, преступления в среде осужденных, вызванные употреблением, распространением и нелегальной транспортировкой наркотиков в УИН.

Общеправовой основой применения принудительных мер медицинского характера, назначенных осужденным наркоманам, являются: Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации и Федеральный закон «О наркотических средствах и наркотических веществах». Правовое регулирование применения обязательных мер медицинского характера к осужденным наркоманам, наряду с уголовным и уголовно-исполнительным кодексами, осуществляется и ведомственными нормативными правовыми актами.

В ч. 3 ст. 54 указанного закона говорится, что «больным наркоманией, находящимся под медицинским наблюдением и продолжающим потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющимся от лечения, а также лицам, осужденным за совершение преступлений и нуждающимся в лечении от наркомании, по решению суда назначаются принудительные меры медицинского характера, предусмотренные законодательством Российской Федерации».

Исключение из ст. 97 УК РФ одного из оснований применения принудительных мер медицинского характера, в части назначения их лицам, совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании, предусматривает замену принудительного лечения лицам, больным алкоголизмом либо наркоманией, отбывающим ограничение свободы, арест либо лишение свободы на обязательное лечение по решению медицинской комиссии. В соответствие со статьей 18 УИК РФ осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, больным наркоманией, токсикоманией, учреждением, исполняющим указанные виды наказаний, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение.

Поскольку п. «г» ч. 1 ст. 97, ст. 98 УК РФ, устанавливавшие принудительное лечение наркоманов, отбывающих наказание, отменены, многие осужденные лишены доступа к полноценному медицинскому лечению наркомании. Такое решение влечет размещение наркоманов вместе с другими осужденными. Медицинская помощь осужденным наркоманам оказывается в обычных, неспециализированных ИТУ, организуя отдельные отряды данных лиц и используя иные организационные средства. Медицинские части ИТУ, имеющие в составе врача-нарколога, осуществляют амбулаторное лечение осужденных наркоманов.

Ведущей функцией медицинской наркологической службы УИН является оказание лечебно-профилактической помощи больным наркоманией. Реализация данной функции осуществляется посредством ряда целенаправленных мер, среди которых можно выделить следующие: организацию обязательного и добровольного лечения наркоманов; выявление страдающих наркоманией среди лиц, поступающих и содержащихся в УИН; диспансерный учет и наблюдение за фактическим и потенциальным контингентом; комиссионное освидетельствование наркологических больных для решения вопроса о прекращении, продлении и назначении лечения; медицинское освидетельствование лиц, нарушающих режимы антинаркотического лечения; осуществление взаимодействия с органами и учреждениями здравоохранения по вопросам оказания лечебно-профилактической помощи больным наркоманией; внедрение передового опыта, новых методик выявления, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией в условиях учреждений ИС; просветительскую работу среди спецконтингента и личного состава УИН по проблемам наркотизма, профилактики наркомании. Основная нагрузка на выполнение лечебно-профилактической работы в учреждениях ИС ложится на плечи психиатра-нарколога медчасти.

Не менее значимым направлением деятельности наркологической службы, чем лечение наркомании осужденных, является проведение профилактических мероприятий, особенно психогигиены и психопрофилактики, выработка нетерпимого отношения к лицам, употребляющим наркотические средства.

Существенный вклад в предупреждение наркомании среди осужденных вносит психологическая служба исправительных учреждений, оказывает существенное влияние на личность наркомана, его ближайшее окружение, изменяет их отношение к наркотикам. Среди профилактических мер, реализуемых данной службой, - домедикаментозная и послемедикаментозная психологическая помощь наркозависимым. Особое место в этой системе принадлежит диагностической и прогностической деятельности, консультативной и коррекционной деятельности, просветительским мероприятиям.

Важно отметить тот факт, что передовые психологические службы системы УИН постоянно расширяют спектр своих функций. Наряду с указанными традиционными направлениями работы, ряд психологических лабораторий, в том числе и находящиеся на территории Белгородской области, осуществляют мероприятия, преследующие цель распространения необходимых психологических знаний среди наркотизировавшихся осужденных, подозреваемых и обвиняемых и формирования у них доверия к психологу, позитивного отношения к его деятельности.

Таким образом, подытоживая, можно отметить, что психологическая служба УИН является одним из перспективных и динамично развивающихся структурных подразделений пенитенциарной системы, способных предложить и осуществить серию эффективных и профессионально обеспеченных мер превентивного и психокоррекционного характера в ответ на резкое возрастание числа тяжких преступлений и ухудшения общего состояния криминогенности на фоне наркозависимости.

К воспитательным мерам уголовно-исполнительной профилактики наркомании относится информационно-разъяснительная работа, укрепление дисциплины среди осужденных и иные способы мотивации поведения, трудотерапия. В правовых формах уголовно-исполнительная профилактика наркомании реализуется преимущественно в части дисциплинарной практики и условно-досрочного освобождения осужденных.

Административно-правовая профилактика наркотизма

Административно-правовые средства занимают важное место среди правовых форм профилактики наркомании, нарушения правил легального и запретов нелегального оборота наркотиков. Она осуществляется административно-правовыми и управленческими средствами, к которым следует отнести совокупность форм и методов деятельности органов исполнительной власти или иных субъектов, имеющих государственные исполнительно-распорядительные функции по обеспечению целей и задач государственной политики в сфере оборота наркотиков.

В современном виде государственная административная правовая профилактическая политика в сфере легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ. Она строится на принципах государственной монополии на основные виды деятельности и лицензировании всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, иных принципах, сокращение спроса на наркотики, противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, контроль за легальным оборотом.

Основными направлениями реализации государственной административной политики контроля легального оборота (обеспечения режима оборота) наркотиков, составляющей основу профилактики административных наркоправонарушений и преступлений, является нормативное регулирование, лицензионно-разрешительная деятельность; контроль объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; контроль допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами; административная ответственность за нарушение правил оборота легальных наркотиков. Обязанности по профилактическому обеспечению административно-правовыми средствами легального оборота наркотиков возлагается на Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков.

Система административно-правовых средств обеспечения легального оборота наркотиков включает: подзаконное нормотворчество, направленное на регулирование легальной деятельности юридических и иных лиц в сфере законного оборота и потребления; осуществление лицензионно-разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в сфере легального оборота и употребления; создание системы органов исполнительной власти и должностных лиц, обеспечивающих контрольно-надзорные функции; создание и юридическое оформление системы стандартов и методик осуществления действий по легальному обороту наркотических средств, диагностических и иных методик; формирование и реализацию мер административной ответственности за нарушения, допущенные юридическими лицами в сфере оборота наркотиков; административно-правовое обеспечение системы информационного сопровождения оборота наркотиков и создания общественного мнения о наркотиках и их обороте; правовое обеспечение прогнозирования и планирования как легального оборота наркотиков, так и мер противодействия нелегальному обороту наркотиков и их злоупотреблению; создание правовых основ материально-технического и кадрового обеспечения; организацию и правовое обоснование системы научного сопровождения управления процессами и иные.

В деятельности правоохранительных органов, отнесенных к системе исполнительной власти, ведущее место среди административно-правовых средств профилактики наркоправонарушений и преступлений, безусловно, занимает административная ответственность. Функции по привлечению к административной ответственности за административные правонарушения, связанные с наркотиками, в соответствии с главой 23 и статьей 28.3 КоАП РФ распределены в основном между Министерством внутренних дел и Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков РФ.


^ Формы и методы правовой профилактики наркомании и наркотизма


Сегодня центральная роль в оздоровлении наркоситуации возложена на Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, которая выявляет значительный объем квалифицированных наркопреступлений.

Представляется, что на сегодня среди правоохранительных органов Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков в профилактике наркопреступлений и выявлении административных наркоправонарушений занимает ведущее положение, поскольку, наряду с непосредственным выполнением индивидуально-профилактической работы, она занимает фактически ведущее положение в территориальных системах правовой профилактики наркомании и наркоправонарушений.

Основными задачами ФСКН России являются:

1) обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;

2) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля);

3) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

4) участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

5) создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;

6) осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.

В соответствии с Положением, утвержденным указом Президента РФ, основными задачами ФСКН России в сфере правовой профилактики наркомании и наркоправонарушений являются:

1) обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;

2) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

3) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

4) участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

5) создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;

6) осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.

Территориальные органы ФСКН в субъектах федерации (Управления) в соответствии с возложенными на них задачами осуществляют следующие функции:

1) осуществляют координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации исполнения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, а также о противодействии их незаконному обороту;

2) участвуют в разработке и реализации мер, направленных на соблюдение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, с учетом специфики социально-экономической обстановки и криминогенной ситуации на территории субъекта Российской Федерации;

3) осуществляют оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФСКН России;

4) осуществляют деятельность, направленную на предупреждение преступлений и правонарушений, отнесенных законодательством Российской Федерации, соответственно, к подследственности либо компетенции органов наркоконтроля;

5) производят дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля;

6) осуществляют в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции органов наркоконтроля;

7) организуют в соответствии с межведомственными нормативными правовыми актами и соглашениями взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

8) участвуют в разработке и реализации региональных программ в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

9) осуществляют в пределах своей компетенции противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля;

10) предъявляют в суд требования о прекращении деятельности или ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах;

11) осуществляют контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в пределах своей компетенции - в области оборота сильнодействующих веществ;

12) проводят проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ;

13) осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачу заключений, необходимых для осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

14) осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации хранение, перевозку и уничтожение конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;

15) осуществляют контроль за соблюдением порядка уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;

16) получают, обрабатывает, анализирует и реализует в пределах своей компетенции информацию о положении дел в области незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконного оборота таких средств, веществ и их прекурсоров;

17) создают и использует информационные системы и банки данных в установленной сфере деятельности, ведут криминалистические учеты, осуществляют справочно-информационное обеспечение Управления;

18) осуществляют прием граждан, регистрацию и рассмотрение сообщений о преступлениях, а также предложений, заявлений и жалоб по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

19) участвуют в работе межведомственных комиссий по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;

20) проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации криминалистические и другие экспертизы и исследования;

21) осуществляют иные функции в сфере профилактической деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Особая роль в профилактике наркомании и наркоправонарушений принадлежит подразделениям межведомственного взаимодействия в сфере профилактики территориальных органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации, типовое положение о которых утверждено приказом ФСКН России от 24.10.2005 года № 320.

На подразделение межведомственного взаимодействия в сфере профилактики возлагается обеспечение взаимодействия территориального органа ФСКН России с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам выявления причин и условий, способствующих незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконному обороту таких средств, веществ и их прекурсоров.

Основными задачами подразделений являются:

1. Обеспечение межведомственного взаимодействия территориального органа ФСКН России по выявлению причин и условий, способствующих незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконному обороту таких средств, веществ и их прекурсоров.

2. Организация и реализация мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконному обороту таких средств, веществ и их прекурсоров.

3. Участие в пределах своей компетенции в разработке и реализации региональной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Подразделения в целях реализации возложенных на них задач осуществляют следующие функции:

1. Обеспечивают в установленном порядке и в пределах своей компетенции взаимодействие территориального органа ФСКН России с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выявлению причин и условий, способствующих незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконному обороту таких средств, веществ и их прекурсоров.

2. Разрабатывают и реализует меры, направленные на противодействие злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами.

3. Участвуют в пределах своей компетенции в разработке и реализации региональных программ в сфере контроля за оборотом наркотических средств/ психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

4. Получают и анализирует в пределах своей компетенции информацию о положении дел в области незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконного оборота таких средств, веществ и их прекурсоров.

5. Участвуют в работе межведомственных комиссий по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами, а также их незаконному обороту.

6. Разрабатывают проекты актов территориального органа ФСКН России по вопросам, относящимся к компетенции подразделения межведомственного взаимодействия в сфере профилактики.

7. Принимают участие в пределах своей компетенции в подготовке предложений, направленных на выявление причин и условий, способствующих незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконному обороту таких средств, веществ и их прекурсоров.

8. Участвует в пределах своей компетенции в обобщении практики применения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

9. Участвуют в пределах своей компетенции в разработке и реализации мер, направленных на соблюдение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах на территории субъекта Российской Федерации.

10. Осуществляют в установленном порядке работу по защите государственной тайны при выполнении задач, возложенных на подразделение межведомственного взаимодействий в сфере профилактики.

11. Рассматривают в установленном порядке предложения, жалобы и заявления граждан по вопросам, отнесенным к компетенции подразделения.

Среди методик и технологий профилактики наркомании, используемых подразделениями межведомственного взаимодействия по профилактике (МВП), наиболее эффективными являются:

- информационные технологии, обеспечивающие ориентацию СМИ и общественного мнения на сокращение спроса на наркотики и противодействие распространения наркомании;

- телефонное консультирование лиц, столкнувшихся с проблемами наркомании и незаконного оборота наркотиков;

- семейные технологии, используемые для профилактики наркомании в семье;

- технологии занятости в профилактике наркомании;

- технологии клубной работы;

- трудовая занятость;

- организация дополнительного образования;

- технологии привлечения общественных организаций к профилактической антинаркотической работе;

- работа с образовательными учреждениями;

- взаимодействие с органами исполнительной власти и многие другие эффективные средства профилактики наркомании.

Вместе с тем борьба с незаконным оборотом наркотиков остается приоритетной задачей и для Министерства внутренних дел Российской Федерации, так как именно наркопреступления являются производными для сотен тысяч краж, грабежей и разбоев, являются питательной средой для распространения наркомании и наркоделиктов. В докладе на расширенном заседании коллегии МВД России 17 февраля 2006 года министр внутренних дел генерал армии Р.Нургалиев определил основные приоритеты и тенденции противодействия наркопреступности и наркомании средствами правовой профилактики в целях снижения наркотизации населения.

Органам внутренних дел поставлена задача продолжить деятельность в направлении глубоких оперативных разработок, использования средств оперативно-розыскной профилактики наркопреступлений всеми субъектами ОРД. Специфика наркопреступлений, состоящая в тесной связи с общеуголовными преступлениями, требует от органов внутренних дел уделять пристальное внимание выявлению этих деяний в ходе каждодневной работы в тесном взаимодействии всеми подразделениям Министерства внутренних дел.

Принимая системные меры по борьбе с наркопреступностью профилактическими средствами, руководство МВД России исходить из того, что генеральной линией на ближайшие годы будет создание и обеспечение функционирования общегосударственной системы профилактики правонарушений, общие параметре которой определены в Директиве МВД РФ №7 от 24 октября 2005 года «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2006 году». Министерство приступили к повсеместному внедрению комплексной многоуровневой модели профилактики, отработанной в Уральском федеральном округе и одобренной на заседании Государственного Совета 26 августа в Казани.

Целью такого решения является использование возможностей государственных институтов, образовательных, социальных и медицинских учреждений, бизнес-сообщества и общественных организаций для предупреждения преступлений на уровне субъектов федерации и муниципальных округов, комплексного использования системы межведомственного профилактического взаимодействия, соисполнителями которой должны стать территориальные органы внутренних дел. В этих целях МВД России подготовлен приказ №19 от 17 января 2006 года, которым утверждена Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и Положение о Координационно-методическом совете МВД России по предупреждению преступлений.

В соответствии с Инструкцией все без исключения службы обязаны заниматься предупреждением преступности. Особая роль в этом принадлежит участковым уполномоченным. Ее сотрудники ближе всех находятся к населению. При этом каждый участковый должен иметь общественный совет и активно взаимодействовать с общественными формированиями правоохранительной направленности.

Предметом особого внимания органов внутренних дел является профилактика наркоправонарушений среди несовершеннолетних. Министерство выступило с инициативой создания под председательством МВД России государственной комиссии по делам несовершеннолетних, и эта идея нашла поддержку у Президента Российской Федерации. Важные профилактические задачи выполняют подразделения по делам несовершеннолетних, усиленные новым институтом профилактики наркомании и наркоправонарушений среди несовершеннолетних - институтом школьных инспекторов милиции. В настоящее время в 29 регионах - в школах и колледжах - в тесном контакте с преподавательским составом занимаются индивидуальной профилактикой наркомании и наркоправонарушений свыше 2 тысяч специально подготовленных сотрудников милиции.

Существенное профилактическое воздействие оказывает контрольно-надзорная деятельность Федеральной миграционной службы России. За нарушение миграционного законодательства в прошедшем году выдворены из России в административном порядке свыше 75 тысяч человек, в том числе, и за административно наказуемые нарушения правил оборота наркотиков. В 2005 году впервые возбуждено 370 уголовных дел за организацию незаконной миграции, которая является питательной средой для распространения наркомании и административных правонарушений, связанных с наркотиками.

Профилактическая функция органов внутренних дел – это прямая обязанность, установленная ст. 2, 8, 9 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г., который в числе основных задач милиции называет и сугубо профилактическую - предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

Правовые основы деятельности ОВД по профилактике наркопреступности и наркоделиктности составляют «Положение о Министерстве внутренних дел РФ», «Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», «Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних», «Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции» и др. Эти нормативные акты регламентируют основные направления и формы профилактики, компетенцию субъектов, основания для применения мер индивидуально-профилактического воздействия, а также предусматривают гарантии защиты прав и законных интересов лиц, в отношении которых они осуществляются. Основы взаимодействия органов внутренних дел с психиатрическими учреждениями при предупреждении наркопреступлений урегулированы совместным приказом Минздрава и МВД России от 30 апреля 1997 г. «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами».

«Наставление о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (приказ МВДРФ №490-1998 г. - отменен приказом №19-2006 г.) следующим образом определял предупреждение преступлений: «Это вид деятельности органов внутренних дел, осуществляемый в пределах их компетенции, по предотвращению или пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к устранению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний». Данное определение в полной мере может быть применено к предупреждению наркоправонарушений и преступлений, профилактике наркомании.

Регламентирующие нормативные акты МВД России включают в содержание профилактики наркотизма как правовые, так и неправовые средства профилактики. Соответственно, профилактика накопреступности и наркоделиктов осуществляется органами внутренних дел преимущественно средствами административного контроля и административной ответственности, мерами оперативно-розыскной профилактики и уголовно-правовой превенции. Это подтверждается установленными в системе МВД РФ требованиями статистической отчетности и показателей оценки деятельности органов внутренних дел, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования и органов внутренних дел на транспорте, утвержденных, в частности, приказом МВД России №650 от 5 августа 2005 года.

Среди контрольных показателей результатов деятельности органов внутренних дел по разделу «результат профилактики и предупреждения преступлений» предусмотрен учет: инициативно выявленных наркопреступлений, создающих условия для совершения иных наркопреступлений (склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ - ст.230 УК РФ; незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические средства и психотропных веществ - ст.231 УК РФ; организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ - ст.232 УК РФ); количество оконченных уголовных дел, по которым вынесено представление об устранении обстоятельств, явившихся причинами и условиями совершения преступления; привлечение к административной ответственности за правонарушения, связанные с наркотиками; количество оформленных протоколов о привлечении к административной ответственности за правонарушения, связанные с наркотиками; количество изъятых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ; количество материалов и сообщений об устранении причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений; количество лиц, привлеченных к ответственности за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших правонарушению несовершеннолетних, и иные.

Таким образом, в настоящее время сформирована нормативная основа и система субъектов профилактики административных правонарушений и преступлений, связанных с наркотиками, которая требует системной доработки в целях повышения эффективности и достижения полного охвата объекта профилактического воздействия – наркомании и наркотизма.



8612300192990173.html
8612457225576731.html
8612565649402028.html
8612728119034197.html
8612866867744704.html