Тематический план - Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г

Тематический план



№№

Темы занятий

Кол-во часов

1.

Учимся мыслить критически

2

2.

Учимся понимать подростка

2

3.

Учимся помогать подростку

2

4.

Подросток дома один

2

5.

Непослушный подросток, трудности воспитания

2

6.

Девиантное и делинквентное поведение

2

7.

Созависимость

2

8.

Профилактика аддиктивного поведения

2

9.

Мой ребенок лучше всех…

2

10.

Семейные ценности, традиции

2


Содержание программы


1. Учимся мыслить критически

Применение критического мышления в разных социальных ситуациях. Критический взгляд на семейное воспитание. Критический взгляд на свою родительскую эффективность. Отрицательные и положительные стороны моего ребенка. Факторы защиты, факторы развития, факторы успеха.

Форма проведения занятия: практическое занятие.

1. Атватер И., Даффи К.Г. Психология для жизни.- М.-2003.

2. Аргайл М. Психология счастья.- СПб.-2003.

3. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности.-М.-2002.

4. Халперн Д. Психология критического мышления.- СПб.-2000.

5. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности.- М.- 2004.

6.Шакирова Д.М. Сибгатуллина И.Ф., Сулейманов Д.Ш. Мышление. Интеллект. Одаренность: вопросы теории и технологии.- Казань.- 2005


^ 2. Учимся понимать подростка

Потребности и внутренний мир подростка. Техники установления эффективного контакта. Использование приемов телесно-ориентированной терапии. Техники активного слушания. Техника установления контакта с трудным ребенком. Факторы риска, факторы защиты и факторы развития.

Форма проведения занятия: практическое занятия с элементами ролевой игры.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.- М.-2004.

2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением./Под ред. М.И. Рожкова.-М.- 2003.

3. Леванова Е.А. Подросток: родителям о психопластике личности.- М.-2003.

4. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2005.

5. Ле Шан Э. Когда эти взрослые сводят вас с ума. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2005.

6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2002.

7. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.- Ростов-на-Дону.-2004.

8. Филлипова Г.Г. Психология материнства. М.- 2002.

9. Шац И.К. Психозы у детей: психология и психопатология.- М.- 2002.


^ 3. Учимся помогать подростку

Мотивация учебной деятельности. Уровни мотивации. Причины трудностей в обучении. Способы их преодоления. Профилактика школьных проблем. Школьная тревожность. Трудности общения. Застенчивость. Гиперактивность. Формирование адекватной самооценки. Факторы риска, факторы защиты, факторы развития.

Форма проведения занятий: мозговой штурм

Рекомендуемая литература по теме:

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.-2000.

2. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь,2004.

3. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнова С.Д. Подростки группы риска.-СПб.-2005.

4. Михайлова Н.Ф., Зиновьева Н.А. Психология и психотерапия насилия (ребенок в кризисной ситуации). – СПб.: Речь,2003.

5. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания.- М.-2003.

6. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании.- М.-2001.

7. Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии.-М.-2002.


^ 4. Подросток дома один

Организация свободного времени ребенка. Друзья моего ребенка. Домашние обязанности и права ребенка. Интересы и досуг. Взаимоотношения с братьями и сестрами. Ребенок на улице. Факторы риска, факторы защиты, факторы развития.

Форма проведения занятия: мозговой штурм.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи.- М.-2002.

2. Бондырева С.К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества.- М.-2004.

3. Михайлова Н.Ф., Зиновьева Н.А. Психология и психотерапия насилия (ребенок в кризисной ситуации). – СПб.: Речь,2003.

4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

5. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии.- М.-2003.


^ 5. Непослушный подросток, трудности воспитания

Причины непослушного поведения. Педагогическая коррекция в семейном воспитании. Методы воспитания. Виды воспитания. Методы перевоспитания. Самовоспитание. Стили семейного воспитания. Факторы риска, факторы защиты, факторы развития.

Форма проведения занятия: мозговой штурм.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилентантов. – 2004.

2. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? – М., 1992.

3. Вроно Е.М. Несчастные дети – трудные родители: Наблюдения дет. Психиатра. – М., 1997. – 126 с. (Школа для родителей)

4. анн М.П. Я сама: В помощь непол. Семье. Майя анн, Элла Черепахова. – М.: Педагогика-Пресс, (2002

5. Заслуженюк В.С., Семиченко, В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение? Кн. Для родителей. – М., 1996. – 190 с.

6. Каптерев, П.Ф. Родители и дети. // Cемейное воспитание: Хрестоматия: /Сост. П.А. Лебедев. – М.- 2001.

7. Крери Э. Не разбрасывай носки … или Что еще должен уметь ребенок: Советы родителям. Пер. с англ. – М. – 1999.

8. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – СПб.- 2005.

9. Ле Шан Э. Когда эти взрослые сводят вас с ума. – СПб.- 2005.

10. Лофас Ж., Сова, Д. Повторный брак: дети и родители. – СПб., 1996.

11. Макаренко А.С. Книга для родителей. – Петрозаводск, 1959.

12. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.-1996.


^ 6. Девиантное и делинквентное поведение

Девиантное и делинквентное поведение: признаки, факторы, виды. Акцентуации характера. Норма и патология. Взаимосвязь семейного воспитания и отклонений в поведении. Условия самовоспитания. Факторы риска, факторы защиты, факторы развития.

Форма проведения занятия: мини-лекция, проблемная дискуссия.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Блэкборн Р. Психология криминального поведения.- СПб.- 2004.

2. Гилинский Я. Девиантология.-СПб.-2004.

3. Змановская Е.В. Девиантология.- М.- 2004.

4. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология.-СПб.-2004.

5. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии.- СПб.-2004.

6. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. –М.- 2003.


7. Созависимость

Причины возникновения и проявления зависимости и созависимости. Признаки дисфункциональной семьи. Характеристики созависимости. Преодоление созависимости. Факторы риска, факторы защиты, факторы развития.

Форма проведения занятия: мини-лекция, проблемная дискуссия.

^ Рекомендуемая литература по теме:

1. Вострокнутов Н.В., Харитонова Н.К., Пережогин Л.О.,. Худяков А.С, Колосов В.П., Лесогорова А.Ю. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. – М.: ООО «Фирма «Вариант», 2003.

2. Вострокнутов Н.В., Шалимов В.Ф. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье. – М., 2005.

3. Зорина С.М. Созависимость и пути ее преодоления. Казань.-2006.

4. Михайлова Н.Ф., Зиновьева Н.А. Психология и психотерапия насилия (ребенок в кризисной ситуации). – СПб.: Речь,2003.

5. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь.- М.- 2004.

6. Ковалев С.В. Семь шагов от пропасти. М.- 2001.


^ 8. Профилактика аддиктивного поведения

Знакомство с профилактическими программами для детей, реализуемыми в образовательном учреждении. Наркоситуация в РТ и в микрорайоне. Взаимосвязь курения, употребления алкоголя и наркоманией. Основные стратегии профилактики. Факторы риска. Факторы защиты. Факторы развития.

Форма проведения занятия: беседа, полипозиционная дискуссия.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости.- СПб.- 2003.

2. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.-М.-2003.

3. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М., СПб., 1998.

4. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности.- Казань.-2002.

5. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь.- М.- 2004.

6. Практикум по социально-психологическому тренингу/ под ред. Б.Д. Парыгина.- Спб., 1997.

7. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

8. Сирота Н.А., Чистова Е.А., Суховерова З.И., Васильченко О.Ю. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде.- М.-2000.

9. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И. Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике.- М.-2001.

10. Шайдукова Л.К. Зависимости: выбор и преодоление.-Казань.-2005.

11. Шилова М.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. Практическое пособие.-М.- 2004.

12. Хасан Б.И. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: Организационно – метод. Пособие. – Красноярск.-2003.


^ 9. Мой ребенок лучше всех…

Презентация достижений ребенка (личностных качеств, поступков, поделок, произведений и т.д.). Факторы защиты, факторы развития, факторы успеха.

Форма проведения занятия: презентация.


^ 10. Семейные ценности, традиции

Значение примера родителей в воспитании подростков. Родительские роли. Образ жизни семьи. Семейные ценности и традиции. Преемственность поколений. Бабушки и дедушки в жизни подростка. Презентация своих семейных традиций. Факторы риска, факторы защиты, факторы развития, факторы успеха.

Форма проведения занятий: деловая игра.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. – М., 1986.

2. Бондырева С.К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества.- М.-2004.

3. Личность, семья, школа / Под ред. С.Г. Вершиловского. – СПб., 1996.

4. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.- 1998.

5. Поликарпова Т.Н. У тебя есть дом. Ред. – сост. Э.М. Черепахова. – М., 2002.

6. Ребенок и семья: Хрестоматия [Ред.-сост. Д.Я. Райгородский]. – Самара.- 2002.

8. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М., 1978.

9. Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка. – М., 1995.

10. Шнайдер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна.- СПб.-2003.


^ 3.7.3. Рекомендации по ведению занятий


Первое занятие «Учимся мыслить критически» желательно провести как практическое занятие с использование анкет или тестов из Приложения для определения родительской эффективности в воспитании ребенка. Выбор анкет или тестов определяется при адаптации программы на контингент родителей.

Главная задача занятия – научить родителей критически анализировать методы воспитания, стили воспитания, выполнение родительских ролей. Важно расширить границы понимания родителями индивидуального подхода в воспитании ребенка. Важно акцентировать внимание на гибкости родителей в выборе стилей и методов воспитания для улучшения детско-родительских взаимоотношений. Например, можно задать следующие вопросы для обсуждения: «Какой педагогический стиль Вы чаще всего применяете в воспитании своего ребенка?», «Является ли он наиболее приемлемым для него?», «Достигаете ли Вы цели воспитания с помощью этого стиля», «Удается ли Вам справляться с непослушным поведением Вашего ребенка с помощью этого стиля?».

В процессе обсуждения важно выделить факторы рискованного педагогического стиля родителей и факторы развития родительской эффективности. Возможно проведение разбора реальных ситуаций воспитания с рекомендациями эффективного поведения родителя с учетом индивидуальности ребенка. Можно дать домашнее задание родителям: обсудить с взрослыми членами семьи педагогические стили воспитания и критически проанализировать эффективность воспитательных воздействий на ребенка каждого взрослого члена семьи.

Второе занятие «Учимся понимать подростка» следует провести как практическое занятие с элементами ролевой игры. Важно познакомить родителей с различными приемами установления контакта, в том числе активного слушания и телесно-ориентированного контакта. Особое внимание необходимо отвести умению слушать и слышать ребенка. Можно воспользоваться материалами из Приложения по техникам активного слушания. Желательно предложить родителям вспомнить ситуации, в которых они затруднялись в понимании своего ребенка. Эти ситуации можно разыграть, как ролевую игру, и проанализировать не эффективное и эффективное общение.

При анализе необходимо акцентировать внимание на возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, которые требуют гибкости в общении от родителя. Важно выделить: факторы риска от непонимания родителем переживаний и мотивов поведения подростка; факторы защиты ребенка от необдуманных поступков; факторы развития и укрепления детско-родительских взаимоотношений; факторы успеха в совместном преодолении сложностей адаптации и социализации.

В конце занятия важно подвести итоги и получить обратную связь от родителей. Необходимо задать следующие вопросы: «Что полезного для себя они извлекли из занятия?», «Что нового они узнали на занятии?», «Как они будут использовать полученные знания и умения в своей семье?», «Совершали ли они ошибки в понимании ребенка?», «Что самое важное они поняли для себя в ходе занятия?». Можно дать домашнее задание: дома попробовать использовать техники активного слушания на членах семьи и проанализировать результаты, сравнить их с результатами обычного общения и записать на листочке для себя выводы.

Если в процессе занятия выявляются специфические сложности у отдельных родителей с пониманием ребенка, педагог-психолог может предложить им придти на индивидуальные консультации.

Третье занятие «Учимся помогать подростку» является логическим продолжением предыдущего. Можно его провести, используя активную форму занятия «мозговой штурм». В начале занятия необходимо обсудить домашнее задание и дать возможность родителям поделиться впечатлениями о его выполнении. Далее можно подвести итоги домашнего задания и акцентировать внимание родителей на том, что каждый из них помогает ребенку входить в мир, а ребенок принимает помощь только тогда, когда знает, что родитель его понимает.

Для «мозгового штурма» следует дать задание: «Когда необходимо помочь ребенку?». Родители придумывают как можно больше ситуаций помощи. Например, помощь в учебе, помощь в проведении свободного времени, помощь в общении со сверстниками, помощь в выборе форм поведения и др. Далее можно обсудить каждую ситуацию с точки зрения необходимости, желательности или нежелательности помощи. Важно акцентировать внимание родителей на том, что помогать подростку не означает делать за него, думать за него или решать за него. В то же время, помощь необходима во многих ситуациях, т.к. подросток растет, развивается и от помощи родителей зависит дальнейшее его становление как личности.

При подведении итогов занятия важно выделить факторы риска от отсутствия помощи со стороны родителей. Далее - факторы защиты ребенка от девиаций при своевременной помощи родителя. Следует подчеркнуть факторы развития личности подростка при осуществлении помощи и факторы успеха становления личности. В заключение можно дать домашнее задание родителям: написать на листочке в столбик трудности своего ребенка и затем продумать и написать виды своей помощи к каждой трудности. Возможно последующее обсуждение видов помощи с ребенком для реализации в жизни.

Если в процессе занятия выявляются специфические сложности у отдельных родителей с подростком, педагог-психолог может предложить им придти на индивидуальные консультации.

Четвертое занятие «Подросток дома один» по своему содержанию является широким, поэтому конкретизация темы определяется при адаптации программы к контингенту родителей. Например, на нем могут обсуждаться вопросы, связанные со свободным временем ребенка, с уличными друзьями, взаимоотношениями с братьями и сестрами, интересами и увлечениями. Для активизации можно дать родителям задание на «мозговой штурм», например: «Что делает ребенок дома один?», «Чем занимается ребенок на улице?», «Какие интересы удовлетворяет ребенок в свободное время?». Важно предоставить возможность родителям дать как можно больше вариантов занятий своих детей для того, чтобы они погрузились в проблему.

Далее можно попросить родителей систематизировать результаты «мозгового штурма». Например, по направлениям занятий: полезное или бесполезное, конструктивное или деструктивное, по интересу ребенка или бессмысленное, активное или пассивное. При обсуждении результатов систематизации важно акцентировать внимание родителей на домашние условия формирования интересов и активности в занятиях детей. Необходимо выделить факторы риска пассивного и деструктивного времяпровождения детей, ведущих к девиациям. Факторы развития детей – полезное времяпровождение ребенка дома в отсутствии родителей. Факторы защиты – планирование этого времени ребенка, инструктирование и последующий контроль. Факторы успеха – формирование культуры проведения свободного времени и интересов ребенка.

В заключение занятия можно дать домашнее задание родителям: обсудить с взрослыми членами семьи ход и результаты занятия, продумать и реализовать в семейной жизни полученные знания.

Пятое занятие «Непослушный подросток. Трудности воспитания» необходимо провести в три этапа. Сначала можно обсудить в группах в форме «мозгового штурма» следующий вопрос: «Какие трудности у Вас возникают в воспитании подростка?». Затем можно дать задание на систематизацию трудностей и выделение типичных. На втором этапе необходимо дать следующий вопрос для обсуждения: «Как Вы думаете, с чем связано возникновение каждой из трудностей?». Т.е. родителям дается возможность объяснить каждую трудность либо стилем воспитания, либо методом воспитания, либо незнанием особенностей своего ребенка, либо своей родительской некомпетентностью. Важно, чтобы родители самостоятельно попытались объяснить, почему у них возникают трудности.

На третьем этапе следует дать следующий вопрос для обсуждения: «Как можно преодолеть каждую из трудностей в воспитании?». Важно, чтобы родители самостоятельно нашли пути преодоления трудностей в воспитании. Можно предложить им в качестве подсказки материал из Приложения по видам воспитания, методам воспитания, стилям воспитания, методам самовоспитания. При обсуждении трудностей в группах может произойти обогащение знаний неопытных родителей от родителей более опытных и зрелых.

Подводя итоги занятия необходимо выделить факторы риска от несвоевременного решения трудностей в детско-родительских взаимоотношениях. Важно выделить факторы развития родительской компетентности и детско-родительских взаимоотношений и факторы успеха в преодолении трудностей в воспитании ребенка. В заключение занятия можно дать домашнее задание родителям: написать на листочке собственные трудности в воспитании ребенка, затем к каждой трудности написать возможные причины их возникновения. Проанализировав написанное, наметить пути преодоления каждой трудности. Возможно, что не все трудности родитель сможет преодолеть самостоятельно, тогда необходимо обратиться за помощью к педагогу-психологу, классному руководителю или другим специалистам.

Шестое занятие «Девиантное и делинквентное поведение» желательно провести в форме проблемной дискуссии. В начале занятия следует предложить родителям ответить на вопросы анкеты из Приложения, выбираемой на контингент родителей. Далее можно проанализировать ответы родителей и обсудить. Например, правильно ли они понимают девиантное поведение и своевременно ли корректируют поведение своих детей. Далее необходимо дать информацию о видах, признаках девиантного и делинквентного поведения. Важно развести возрастные (нормативные) особенности поведения, проявляющиеся в акцентуациях и ненормативные, ведущие к патологическому формированию личности.

На проблемную дискуссию можно поставить один из вопросов, например: «Какова взаимосвязь семейного воспитания с отклоняющимся поведением ребенка?», «Как воспитать у ребенка нормативное поведение?», «В чем причины отклоняющегося поведения ребенка?», «Почему у подростков возникают акцентуации характера?». Важно, чтобы родители обсудили поставленный вопрос сначала в группе, и нашли определенные ответы, а затем можно продолжить обсуждение со всеми родителями. Необходимо акцентировать внимание родителей на выделение факторов риска, факторов развития и факторов успеха. Например, факторы риска начала проявления у подростка девиантного поведения. Факторы развития – своевременная педагогическая коррекция таких проявлений, а факторы успеха – формирование самостоятельности и ответственности подростка.

Подводя итоги занятия необходимо подчеркнуть, что родители, с одной стороны, могут помочь подростку справиться с трудностями переходного возраста и, тем самым, защитить его от проявления различных девиаций. А с другой - могут и усугубить трудности и спровоцировать девиантное поведение. Поэтому родителям важно обратить особое внимание на стили, методы воспитания и стили общения с растущим ребенком. В заключение можно дать домашнее задание: написать на листочке имеющиеся проявления девиантного поведения ребенка и продумать методы воспитательных воздействий. Можно задуматься и над тем, необходима ли помощь специалиста и нужна ли консультация педагога-психолога.

Седьмое занятие «Созависимость» также можно провести в форме проблемной дискуссии. Желательно пригласить эксперта или консультанта – специалиста, работающего с созависимыми семьями. В начале занятия можно дать информацию о причинах возникновения созависимости, ее проявлениях, видах созависимости, дисфункциональных семьях и характеристиках созависимости. На дискуссию можно предложить один из следующих вопросов: «Как влияют отношения родителей в созависимой семье на ребенка?», «Как преодолеть негативное влияние созависимости на воспитание ребенка?», «Как защитить своего ребенка от влияния зависимости одного из родителей?». Выбор вопроса на обсуждение в дискуссии во многом зависит от контингента родителей и выбирается в зависимости от него. Важно понимать сложность выбранной тематики, поэтому педагогу-психологу необходимо проявить особую тонкость, тактичность и гибкость при обсуждении. Поэтому желательно не акцентировать внимания родителей на самой проблеме созависимости, а перенести его на нахождение путей снижения ее влияния на воспитание ребенка.

В процессе обсуждения необходимо обращаться за помощью эксперта для комментария к мнениям родителей. При подведении итогов занятия важно выделить факторы риска, факторы защиты, факторы развития и факторы успеха воспитания ребенка в созависимой семье. В заключении можно дать задание родителям: проанализировать семейные отношения на предмет наличия созависимости и наметить пути снижения ее влияния на воспитание ребенка.

Восьмое занятие «Профилактика аддиктивного поведения» является логическим продолжением предыдущего занятия. Следует его провести в форме полипозиционной дискуссии. Желательно пригласить в качестве эксперта специалиста в области профилактики наркомании. В начале занятия можно провести анкетирование родителей на предмет отношения их к проблеме наркомании (анкеты в Приложении). Далее необходимо проанализировать результаты анкетирования и обсудить их с родителями. Желательно при обсуждении дать информацию о наркоситуации в РТ и микрорайоне (районе), в котором находится образовательное учреждение, и познакомить родителей с профилактическими программами, которые реализуются на их детях. Необходимо акцентировать внимание родителей и на основных стратегиях профилактики, на которых опираются профилактические программы.

На дискуссию можно предложить один из следующих вопросов: «Как эффективно проводить с подростком профилактические беседы?», «Как можно проводить профилактические беседы с подростком и как нельзя?», «Необходимо ли проводить профилактические беседы родителя с ребенком?». При обсуждении результатов работы необходимо акцентировать внимание родителей на маркетинговые стратегии продаж наркотиков и связанные с ними серьезные риски вовлечения подростков к употреблению ПАВ. Поэтому важно убедить родителей в необходимости заниматься профилактической работой.

В заключение занятия важно выделить факторы риска, факторы защиты, факторы развития и факторы успеха в профилактической работе родителей с детьми. Можно дать домашнее задание: написать на листочке факторы риска привлечения ребенка к употреблению ПАВ и к каждому фактору продумать профилактические меры. Второе домашнее задание необходимо дать для проведения следующего занятия: подумать и написать на листочке все хорошее, что есть в ребенке: качества личности, успехи в спорте, учебе, в занятиях в кружках, домашних делах и т.д. Желательно найти дома какие-нибудь поделки ребенка (рисунки, вышивки, поделки, стихи, грамоты), которые можно принести на следующее занятие.

Девятое занятие «Мой ребенок лучше всех» следует провести в форме презентации. Родителям выделяется время на то, чтобы они подготовились к представлению достижений своего ребенка. Возможен вариант приглашения детей на это занятие. Необходимо акцентировать внимание родителей на том, что у каждого ребенка есть хоть в чем-то успехи, и у каждого есть положительные качества, которые являются основой для полезных дел. Важно обратить на них внимание для дальнейшего успешного развития личности ребенка. Далее каждый родитель рассказывает о достижениях своего ребенка, показывает результаты его полезной деятельности.

При подведении итогов занятия важно подчеркнуть, что безделье приводит к девиантным формам поведения, не развивает личность ребенка. Поэтому создание условий для проявления и развития интересов ребенка поможет проявиться лучшим качествам его личности. В заключение можно дать домашнее задание: еще раз проанализировать все положительное, что есть в ребенке, написать на листочке свои родительские задачи для дальнейшего развития ребенка.

Десятое занятие «Семейные ценности. Традиции» следует провести в форме деловой игры. В зависимости от контингента родителей можно дать различные варианты заданий, например: «Презентация семейных традиций», «Семейные ценности – опора воспитания подростка», «Роль семейных традиций в воспитании ребенка», «Роль примера родителей в воспитании ребенка», «Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка», «Образ счастливой семьи». Возможно распределение ролей среди родителей, например: бабушки, дедушки, отец, мать, старшие братья и сестра, младшие братья и сестра, другие родственники. Важно, чтобы в обсуждении и проектировании задания учитывались интересы всех членов семьи, традиции и ценности рассматривались с различных точек зрения.

При обсуждении результатов работы групп важно выделять факторы защиты, факторы развития и факторы успеха устойчивых семейных ценностей и традиций в воспитании нормативного поведения ребенка. Можно обратить внимание родителей на сложности в воспитании ребенка, если в семье имеются противоречивые или «двойные» ценности. В заключение занятия можно пожелать родителям обсудить со старшими членами семьи проведенное занятие и подумать над тем, как практически реализовать в своей семье полученный положительный опыт.


    1. ^ 3.8. Программа работы с родителями детей группы риска 9-11-х классов для педагогов-психологов



8598504193215088.html
8598616357074441.html
8598706013772621.html
8598833889223517.html
8599030311222976.html